АБАЙ "Слова назидания"
} Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем- достигнет ли он ее.

} Только когда человек свободен от заботы о куске хлеба, он сам чувствует необходимость знаний и культуры, и прививает эту жажду своим детям.

} Самые прекрасные мысли тускнеют, проходя через человеческие уста.

} Помогай разумному. Содействовать неблагодарному- значит опустится самому.

} Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но недоволен, даже когда получает больше.

} Безвреден- кто кричит в гневе. Бойся того, кто в гневе молчит.

} Доверяй тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному.

} Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба - и твой доброжелатель ты сам.

} То, в чем ты всегда находишь радость, однажды принесет тебе и огорчение.

} Глупый смех – признак беспечности, и от него также болит голова, как и от болтовни захмелевшего. Беспечность приводит к разорению, оскудению ума и неблаговидным поступкам.

} Почему, вырастая, мы теряем это высокое стремление познавать мир? Почему мы точно так же, как в детстве, не забываем о еде и сне, когда нас интересует что-то неизвестное? Почему не идем за теми, кто создает науку и открывает неведомое?
Мы приземлили наши души, перестали верить своему чувству, довольствовались созерцанием, не вникая в сущность явлений. Со временем на разумные укоры у нас появились готовые доводы: «Твой разум для тебя, а мой для меня», «Чем быть богатым чужим умом, лучше жить своим скудным умишком», «Каждому своё»…
В груди не стало тепла, а в сердце – веры. И далекие дни детства представляются сейчас ещё более прекрасными. То было утро, и мы стремились познать окружающее. Теперь мы взрослые. Но чем мы лучше животных, которые видят мир и не понимают его? Мы тоже ничего не знаем, однако дорожим своим невежеством и рьяно отстаиваем свое право оставаться в невежестве.

} Напрасно, видимо, я считаю себя земным жильцом. Здоровый телом, я кажусь себе мёртвым и не знаю, какова причина опустошения души: то ли досада на свой народ, то ли неудовлетворённость собой, или ещё что-то. Я мёртв духом- сержусь, но в груди не рождается гнева, смеюсь, но сердце не задыхается от радости; разговариваю, а слова кажутся чужими.
Может, оно и лучше, когда прошлое не вызывает даже печали: последние дни всё же удастся прожить уповая на будущее, надеясь на чудо.

} Умный человек стремиться принести пользу людям; уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни.
Никогда он не жалеет о своем прошлом. Глупый же никак не найдет своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями.
Соблазн губит человека. Он зажигает в крови огонь страсти, а страсть - это уже болезнь, ибо она опьяняет человека.
Умный добивается всего без особого шума, не выставляя себя на посмешище и не теряя головы.
То, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего.

} Нет вещи, которая не надоела бы не только умному, но и сколько-нибудь мыслящему человеку. Всё приедается – и пища, и игры, и смех, и похвалы, и наряды, и пиры, и друзья, и даже женщины. Во всём человек находит изъян и беспорядочность, и остывает его былое, казавшееся крепкимчувство привязанности. Мир зыбок, ненадёжны силы человека, обманчива жизнь. Ни одному живому существу не дано постоянства. Как же после этого можно упрекать в узменчивости человека? Я думаю, что люди устают от быстротечности счастья. И в такие минуты мне особенно кажется, что судьба глупых и беспечных людей подобна удаче.

} Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.
Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду.
Следует по нескольку раз повторять про себя услышанное. Чтобы закрепить в памяти. Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства.

} Крепкий характер немыслим без воли, помогающей человеку добиться того, к чему он стремиться, и не позволяющей ему даже минутной слабости. Твердость духа и воля – основа настоящего характера.

Душа и тело даны человеку природой. И только ум и знания являются плодами трудовой деятельности человека. Человек познаёт мир наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком. Человеческий дух постепенно крепнет этими приобретениями – радостями и переживаниями. Нетрудно понять, почему сила духа на первых порах слаба; она в этот период в основном зависит от объема или суммы познаний. Человек критического ума склонный к анализу, умеющий отделять нужное от ненужного, как правило обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и терят старые знания. Дух его слабнет. Человека понявшего это, думается уже можно назвать умным.

Но есть три свойства, которые как мне кажется, составляют основу человеческой сущности. Первое – живость восприятия: что бы ты ни увидел и не услышал, о чем бы ни узнал, ты должен не только быстро установить суть нового, но и выяснить , что оно тебе даст в будущем. Второе – это свойство, объясняемое через притягательную силу однородного. Эта сила в способности сравнивать то новое, что человек узнал, с уже известными ему истинами. Третье – это впечатлительность сердца, её можно сохранить если оберегать сердце от хвастовства, корыстолюбия, легкомыслия и беспечности. Но если разум и воля твои невелики или ты обладаешь лишь одним из этих качеств – считай, что ты потерял власть над двумя свойствами духа.



Hosted by uCoz